Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида №88»
городского округа Самара

 

+7 (846) 269-32-79

443023, г. Самара,
пер. Карякина, д. 4а.

 

Этапы развития речи

Значении речи в развитии ребенка

Речь ребёнка формируется в общении с окружающими его взрослыми. В процессе общения проявляется его познавательная и предметная деятельность. Овладение речью перестраивает всю психику ребёнка,  позволяет ему воспринимать явления белее осознанно и произвольно. Поэтому так важно заботиться о своевременном развитии речи детей, уделять внимание ее чистоте и правильности.Чем богаче и правильнее речь ребёнка, тем легче ему высказывать - свои мысли, тем шире его возможность в познавании с действительности, тем содержательнее и полноценнее взаимоотношения с детьми и взрослыми, тем активнее происходит его психическое развитие.Особенно важное значение имеет правильное, чистое произношение ребёнком звуков и слов, в период обучения грамоте, т.к. письменная речь формируется на основе устной, и недостатки речи могут привести к неуспеваемости в школе.
 

Уровень развития речи детей в 2 года

Дети понимают обозначаемые на простых сюжетных картинках действия и предметы. Малыши понимают значение пространственных предлогов (положи на стол, сядь на диван). Они могут выполнять просьбы взрослых, состоящие из двух частей. Уже понимают обобщающее значение наименований однородных предметов (любой стул — это стул).К 1,5 годам в активном словаре ребенка насчитывается около 50 слов, а к 2 годам — 200-400 слов. Это преимущественно существительные, обозначающие предметы игровой и бытовой тематики, а также глаголы, обозначающие простые действия. После 1,5 лет малыши способны задавать вопросы: «Как это называется?», «Что это?». Речь еще аграмматична. Дети пока пользуются фразами из 2-4 слов, согласуют глаголы 3-го лица единственного числа настоящего времени с существительными, используют формы некоторых падежей; появляется первое лицо глаголов и местоимение «я».Для речи ребенка характерно неправильное звукопроизношение большинства звуков родного языка (этап физиологического косноязычия). Наблюдается неустойчивое произношение многих слов: звук то выпадает, то заменяется или же произносится верно. Дети используют в речи глаголы в повелительном наклонении. Слоговая структура многосложных слов нарушена (упрощение структуры путем опускания слогов из середины слова). Некоторые дети говорят слабым, тихим голосом.
 

Уровень развития речи детей в 3 года

Самым значимым отличием речи трехлетнего ребенка от двухлетнего является почти полное отсутствие аграмматизмов в его речи. Связь слов в предложении выражена с помощью окончаний и предлогов. Ребенок начинает употреблять союзы и использует почти все основные части речи. Звукопроизношение еще не полностью соответствует норме. В речи ребенка практически отсутствуют шипящие и сонорные, но твердые и мягкие звуки дифференцируются большинством детей. Слова со сложной слоговой структурой и со стечениями согласных детьми могут произноситься искаженно. В словарном запасе появляются не только слова чисто бытовой тематики, а уже встречаются слова оценочного значения, слова-обобщения. Ребенок уже оперирует некоторыми родовыми понятиями. Если родители ребенка сформировали у него положительное отношение к книгам, то он любит слушать знакомые сказки и стихи. Малыш хорошо запоминает текст и практически дословно воспроизводит его, хотя свободно пересказать своими словами сказку он еще не может. Ребенок хорошо понимает содержание несложных сюжетных картинок.
 
В период с 3-х до 5-ти лет желательно проконсультироваться у логопеда в любом случае. В этом возрасте многие дети неправильно произносят звуки, однако нарушение звукопроизношения может быть как следствием естественных физиологических причин, так и симптомом речевой патологии. Раннее обнаружение аномалий речевого развития и своевременное обращение к специалистам очень важно.
 

Уровень развития речи детей в 4 года

К четырем годам словарный запас ребенка достигает 2000 слов. Словарный запас уже обогащен за счет наречий, обозначающих пространственные и временные признаки. У многих детей звукопроизношение приходит в норму. Но у части детей могут наблюдаться смешения свистящих и шипящих, а также отсутствие вибрантов Р, Р'. Дети начинают заниматься «словотворчеством», свидетельствует о начале усвоения словообразовательных моделей. В речи все меньше ошибок на словоизменение основных частей речи. В активной речи появляются слова второй степени обобщения. В данном возрасте хорошо развитая непроизвольная память позволяет запомнить большое количество стихотворных произведений наизусть. В этот период связная речь еще не сложилась, в рассказах о событиях из собственной жизни допускается непоследовательность. Но дети уже начинают пересказывать известную им сказку.
 

Уровень развития речи детей в 5 лет

Увеличивается активный словарный запас (от 2500 до 3000 слов к концу шестого года жизни), что дает ребенку возможность высказываться более полно, точнее излагать мысли. В речи ребенка этого возраста все чаще появляются прилагательные, которыми он пользуется для обозначения признаков и качеств предметов, описания временных и пространственных отношений. Свои высказывания ребенок строит из двух-трех и более простых распространенных предложений, сложные предложения использует чаще, но все же еще не во всех ситуациях. Пятилетние дети начинают овладевать монологической речью. Появляются предложения с однородными обстоятельствами. Ребенок начинает правильно согласовывать прилагательные с другими частями речи. Резко возрастает интерес к звуковому оформлению слов. Вслушиваясь в слова, произносимые взрослыми, ребенок пытается установить сходство в звучании нередко сам довольно успешно подбирает пары слов: «кошка-мошка», «наша -Маша». Некоторые дети, замечая неправильности в произношении у своих сверстников, могут не замечать дефектов звучания собственной речи. Этот говорить о недостаточном развитии самоконтроля за собственным произношением. У пятилетних детей отмечается тяга к рифме. Играя со словами, некоторые рифмуют их, создавая собственные небольшие двустишия. На шестом году жизни ребенок осуществляет более точные движения языком и губами благодаря увеличению подвижности мышц речевого аппарата. Значительно улучшается звукопроизношение: полностью исчезает смягчение согласных, реже происходит пропуск звуков и слогов. Итак, к пяти годам у детей заметно улучшается произношение. У большинства из них заканчивается процесс освоения звуков.
 

Уровень развития речи детей в 6 лет

Шестилетние дети не только умеют вычленять существенные признаки предметов и явлений, но и начинают устанавливать причинно-следственные связи между ними, временные и другие отношения. За период от 5 до 6 лет словарный запас увеличивается на 1000-1200 слов. К концу шестого года жизни ребенок уже достаточно точно различает обобщающие слова. Например, он не только говорит «цветы», но и может отметить, что ромашка, колокольчик - это полевые цветы и т.д. У ребенка на седьмом году жизни развивается связная монологическая речь. Он может без помощи взрослых передавать содержание небольшой сказки, короткого рассказа, мультфильма, описать те или иные события, участником которых он был. К шести годам мышцы губ и языка становятся достаточно крепкими, и ребенок начинает правильно произносить все звуки родного языка. Однако у некоторых детей в этом возрасте еще только заканчивается правильное усвоение шипящих звуков л, р. После усвоения этих звуков дети сразу начинают четко и внятно произносить слова различной сложности. Шестилетний ребенок в большинстве случаев правильно пользуется вопросительной и повествовательной интонациями. Он может передавать свои чувства по отношению к различным предметам и явлениям: радость, печаль, горечь, негодование и др. Шестилетний ребенок имеет достаточно развитый фонематический слух. Он не только хорошо слышит звуки, но и способен выполнять различные задания, связанные с выделением слогов и слов с заданным звуком из группы других слов или слогов, может подобрать слова, содержащие определенные звуки.