Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида №88»
городского округа Самара

 

+7 (846) 269-32-79

443023, г. Самара,
пер. Карякина, д. 4а.

 

Секреты детской дружбы: как стать хорошим другом?

Детская дружба расскажет о многом. Она, как лакмусовая бумажка, проявляет скрытые способности лидера или раскрывает застенчивого тихоню. Она вытягивает на поверхность качества, о которых мы и не подозревали, и показывает истинную суть нашей души.  Как же помочь своему ребенку стать хорошим другом и заполучить такую же ответную привязанность?
Что ценного дает детям дружба?
Согласитесь, что детская дружба существенно отличается от дружбы ребенка со взрослым. А чем именно?
  • Во-первых, эмоциональной выразительностью. В детской дружбе все разрешено: тут можно гримасничать, кривляться, подражать друг другу, то есть учиться проявлять и показывать себя, свои чувства и переживания и свободно доносить их до собеседника.
  • Во-вторых, в компании сверстников дети постоянно учатся и открывают для себя массу нового. Те фразы и междометия, которые дети высказывают друг другу, имеют намного более богатую «лексику», чем та, которую они используют при разговоре с нами. Дети стремятся понять друг друга, ведь собеседник, как правило, не настроен угадывать все желания с полуслова, как делает это мама. Поэтому детям волей-неволей приходится совершенствовать свой речевой аппарат и обогащать свой словарный запас. Всем хочется быть понятыми и услышанными.
  • В-третьих,дети не ограничивают друг для друга свободу самовыражения, а вот в играх со взрослыми дети всегда вынуждены придерживаться определенных рамок и правил. Пусть неосознанно и невольно, но мы всегда «давим» на детей своим авторитетом, не забывая лишний раз упомянуть, как нужно правильно себя вести, и как нет.

Сценарий развития детской дружбы

Детская дружба всегда развивается от «Я» до «МЫ». Маленьким детям невероятно важна оценка сверстника. Это дома он самый лучший для мамы и папы, а в кругу других детей этот спорный момент нуждается в доказательстве. Дети «пиарят» себя интересными игрушками («смотри, какая у меня машинка»), красивой одеждой («а мне мама купила новое платье!»), ценными навыками и умениями («а я могу вот так высоко качаться на качелях!») и жизненным опытом («а я была на море и плавала там на кораблике!»). Лишь к пяти-шести годам детям уже не так важно самоутверждаться перед другими, теперь им просто интересно играть. Все чаще они говорят о себе как о группе – «мы», быстро выяснив, что ответственность за действия таким образом разделяется на всех поровну и каждому достается меньше.

 

Дружба всем возрастам покорна

Дружба с детьми разного возраста оказывает на детей разное влияние.
Так, дружба с детьми младшего возраста:
  • учит заботе и отзывчивости;
  • позволяет побыть взрослым и ответственным, сильным и смелым для друзей-малышей.
Дружбу детей-ровесников отягощает неизбежная проблема дележа игрушек. Научить ребенка делиться не так-то просто, но помочь делу можно:
  • Установите определённые правила игры и придерживайтесь их. Например, обмен игрушками или очередность игры конкретной игрушкой.
  • Когда идете на прогулку или в гости, берите с малышом игрушку для него и игрушку для друга (это равнозначно тому, когда кто-то приходит к нам с шампанским и коробкой любимых конфет).
  • В совместных играх дети учатся не только играть, но и проигрывать. Многие «первые и единственные» детки часто вообще не обладают опытом проигравшего. Нужно испытать разочарование, чтобы появилась мотивация в следующий раз стараться больше. А ваше дело его поддержать.

В дружбе с детьми старшего возраста:

  • Малыш понимает, что он не всегда и не со всеми может быть наравне;
  • Ребенок учится принимать помощь и поддержку окружающих;
  • Он умеет легко знакомиться с другими детьми, без слез воспринимать тычки и ушибы;
  • Беря пример со старших, он начинает делиться своими игрушками и принимать общие правила игры.
Игры со старшими – это новый переход от физической агрессии (кусается, щипается, дерется) к словесной (обзывается и употребляет некрасивые слова). Не стоит переживать, это такой же этап развития, как и любой другой.

 

Лидер или робкий тихоня

В дружбе каждый ребенок выбирает себе свою роль. Первенец или единственный ребенок в семье обычно стремиться доминировать, но в определенных ситуациях может повести себя наоборот. В зависимости от характера вашого ребенка его нужно направлять в отношениях с другими детьми, иначе постоянные конфликты неизбежны.
Напористого ребенка-лидера нужно учить обращать внимание на чувства и переживания других детей, щедро хвалить за добрые поступки и заботу об окружающих.
Застенчивому тихоне стоит рассказать об общепринятых правилах и ритуалах знакомства, чтобы ничто не застало его врасплох. Участвуйте в детских играх сами, ведь в вашем присутствии малыш будет вести себя смелее.
Ссоры и конфликты в детской дружбе неизбежны. Более того, они полезны и необходимы, ведь в них проявляются и развиваются полезные и нужные для детей качества. Защитить себя, стать на сторону слабого, аргументировать свою позицию, – все это очень пригодится в жизни. Не стоит по первому писку вмешиваться в ссору и срочно улаживать конфликт. Дайте детям возможность разобраться самим, вмешиваясь лишь в сложных и крайних случаях. Выберите роль стороннего наблюдателя. Поддерживайте своего ребенка, но дайте ему возможность самому разрешить ситуацию.

 

Неугодные друзья

Часто бывает так, что не всех друзей своего ребенка мы воспринимаем одинаково. Некоторые нам симпатичны, а другие наоборот – отталкивают. Для начала, нужно правильно поставить вопрос: вместо «у моего ребенка плохой друг», нужно говорить «этот мальчик мне не нравится». Это ваша личная неприязнь, порой вызванная самой себе непонятными причинами. Не давите на ребенка, заставляя его избавиться от неугодного вам друга. Когда малыш маленький, это сделать достаточно легко. Но чем ребенок старше, тем больше опасность для вас сильно втянуться в процесс и контролировать своего ребенка вплоть до выбора его друзей. Одно дело, корда ребенок – социально неблагополучный грубиян, и сов сем другое, когда вам неприятен совершенно обычный ребенок. Если ваш ребенок не собирается порывать со своим другом, постарайтесь справиться с неприязнью.
  • Узнайте неугодного друга получше. Возможно, причин его поступков лежат в иной плоскости, чем вы думали до сих пор.
  • Учитывайте, что противоположности притягиваются, и пара задиры-забияки и тихого мошонка представляет собой полную гармонию. Такая дружба поможет обоим компенсировать слабые стороны, делясь сильными с другом.
  • Помогите своему ребенку оказывать на друга сильное положительное влияние.
  • Дайте ему возможность находить себе новых друзей, сравнивать, выбирать и делать свои собственные выводы.

Крепкой вам дружбы и настоящих отношений!